Вернуться на главную

 

 

 

 

Часть I. Учебно - методические рекомендации по подготовке студентов к семинарским занятиям.

 

Семинар (от лат. seminarium) – это форма учебного занятия, основанная на самостоятельном изучении студентами определенных преподавателем проблем и вопросов с последующим коллективным их обсуждением.

Главными задачами проведения семинарских занятий являются:

1.     Формирование и углубление знаний по отдельным вопросам, проблемам на основе самостоятельного изучения разнообразных источников.

2.     Сопоставление исторических событий и их интерпретации исследователями.

3.     Систематизация и обобщение знаний по ранее изученным обширным темам.

4.     Совершенствование учебных умений, таких как подготовка кратких сообщений и развернутых проблемно-тематических докладов, рецензирование изученных источников и литературы, оппонирование, определение и аргументация собственного отношения к научной проблеме, историческому факту, исторической личности.

5.     Воспитание самостоятельности мышления студентов.

Главное отличие семинаров от других форм учебных занятий (лекций, лабораторных работ, практикумов) состоит в коллективном обсуждении вынесенных на изучение вопросов после предварительной работы дома с рекомендованной литературой и источниками. При этом непосредственно на самом семинарском занятии дополнительная работа с источниками, как правило, не предполагается.

          В зависимости от учебных задач, выносимых на конкретное занятие,  семинар может быть разнообразным по форме и методам его проведения, что предполагает и определенную специфику при подготовке студентов к разным формам семинарского занятия. По роли в формировании новых знаний  О.Ю. Стрелова делит семинары на тематические и обобщающие1.

Тематические семинары посвящены изучению одной конкретной темы («Формирование многопартийности и начал парламентаризма в Российской Империи начала ХХ в.»; «Реформы Мэйдзи в Японии»), по которой студенты заранее получают литературу и план работы, осваивают эту тему дома, а в аудитории коллективно обсуждают результаты домашней подготовки. На такие занятия часто нецелесообразным является вынесение тем, ранее прослушанных в лекционном курсе. Поэтому обычно тематические семинары посвящены еще неизученным, новым для студентов темам и историческим фактам.

Обобщающие семинары проводятся в конце изучения крупной темы («Петр I и его реформы в оценках современников и потомков»). В этом случае материал в большей или меньшей степени знаком всем студентам, поэтому их внимание акцентируется на наиболее спорных, неоднозначных фактах и проблемах данной темы.

А.В. Клименко2 по характеру деятельности учащихся и по организационной форме проведения выделяет следующие формы семинарских занятий:

1.     Семинар - развернутое собеседование. К такому занятию готовятся все студенты по всем вопросам плана, а на самом семинаре каждый студент максимально вовлекается в обсуждение темы. Этому могут способствовать заранее подготовленные индивидуальные развернутые выступления по каждому вопросу. Не всегда целесообразным будет проведение такой формы занятия по уже изученному материалу, тогда как при разборе не излагаемой в лекционном курсе темы данный семинар способен обеспечить глубокое усвоение каждого вопроса каждым студентом (при условии активной его работы как дома, так и в аудитории). Т.о., развернутое собеседование является наиболее перспективным при проведении тематических семинаров.

2.     Семинар-обсуждение докладов и рефератов. К такому занятию студентам предлагается подготовить выступления по заранее распределенным вопросам. Обычно активной подготовкой оказываются заняты не все студенты, поскольку в течение двух академических часов невозможно заслушать и организовать обсуждение более 4-6 докладов. Поэтому с целью активизации работы студентов целесообразно назначение каждому выступающему оппонента. Оппонент знакомиться с данной проблемой столь же глубоко, как и докладчик, чтобы иметь возможность оценить выступление с точки зрения полноты изложения и достоверности фактического материала, а также его соответствия уровню развития современной исторической науки. Остальные студенты знакомятся с основной литературой, чтобы быть готовыми к дискуссии по докладам, план которых и основные проблемы известны заранее. Такая форма применима как при проведении тематических, так и обобщающих семинарских занятий.

3.     Семинар-диспут основан на дискуссии (хотя элементы ее есть на любом семинарском занятии). Каждый студент должен определить свое отношение к предмету диспута, для чего ему необходимо познакомиться с литературой и источниками, разносторонне освещающими проблему, критически осмыслить их, сделать выбор в пользу одной из точек зрения и аргументировать его. Целью данной формы семинара не является выявление «победителей», единственно правильной интерпретации фактов или оценки событий. Важно показать дискуссионность исторической науки, наиболее спорные проблемы, основные направления развития современной исторической мысли, вызвать интерес к дальнейшему исследованию проблемы, заложить необходимый фундамент для осознанной формулировки собственной позиции по рассматриваемым вопросам. Если в форме диспута организуется тематический семинар, то предполагается выделение дискуссионных проблем в рамках узкой темы. Например, готовил ли СССР превентивный удар в 1941 году? Вопрос предполагает анализ военно-экономического потенциала СССР и Германии, оценку готовности СССР к войне, рассмотрение других аспектов темы «СССР к началу Великой Отечественной войны».

При подготовке студентов к семинарскому занятию учитывается форма, в которой проводится семинар. Однако в любом случае подготовка к семинару начинается со знакомства с планом занятия, т.е. вопросами, вынесенными на изучение и обсуждение, и с предложенным списком литературы и источников. Как правило, не все издания в этом списке обязательны для изучения, чаще он содержит как работы, освещающие проблему, тему целиком (их обычно рекомендуется изучить всем студентам), так и труды, рассматривающие отдельные аспекты проблемы (по ним готовятся доклады и сообщения отдельными студентами).

При подготовке к тематическому или обобщающему семинару в форме собеседования или диспута является необходимым изучение всех вынесенных на занятие вопросов и подготовка каждого студента к выступлению по каждому из вопросов в объеме 3-5 минут. Целесообразность этой рекомендации объясняется тем, что рассматриваемая на тематическом семинаре тема является новой, неизученной, и ее освещение на лекции не предполагается. Следовательно, усвоение материала каждым студентом во многом зависит от добросовестности его подготовки к занятию. Обобщающее собеседование, напротив, проводится по уже изученной теме; призванное закрепить знания студентов, оно наглядно демонстрирует преподавателю уровень знаний аудитории на текущий момент времени. Семинар-диспут ориентирован на индивидуальный анализ и мотивированную оценку исторических событий, явлений студентом, что является невозможным без ознакомления с историографией вопроса и обширным фактическим материалом. Относительно узкие временные рамки выступления объясняются стремлением преподавателя выслушать максимально возможное количество выступлений, обсудить их, сделать необходимые выводы по теме.

Студент должен отразить в своем выступлении суть вопроса либо собственную позицию по проблеме, привлекая по необходимости цитаты из научных трудов и источников, статистический материал. Сообщение завершается выводом, содержащим главную мысль изложенного. При определении студентом личной позиции по проблеме необходимо познакомиться с историографией вопроса, оценить, опираясь на фактический материал, доказательность каждой из существующих точек зрения, сделать собственный выбор, после чего подобрать доказательства данной позиции и опровержения к аргументам оппонентов. В противном случае вы не сможете доказать собственные взгляды, сознательно бороться за их объективность.

При подготовке к семинару-обсуждению докладов и рефератов тем студентам, которые не являются докладчиками или оппонентами, достаточно изучить лишь общие работы из рекомендованного списка литературы. Оппонент и докладчик изучают весь доступный спектр литературы по теме доклада.

Докладчик готовит выступление на 15-20 минут, в котором должны быть отражены историография вопроса, спорные аспекты проблемы, изложен событийно-фактический материал, произведен его анализ (выделены причинно-следственные связи, проведены аналогии, сопоставления) и систематизация, сделаны выводы, в которых могут быть отражены основные тенденции развития рассматриваемого явления или процесса, его оценка, историческое значение.

Оппонент на основе изученных источников выявляет существующие противоречия в фактическом материале, его интерпретации, составляет собственное суждение, вопросы по проблеме и готовится исправить, дополнить, уточнить выступление докладчика на семинарском занятии.

Иногда замысел преподавателя заключается в том, чтобы докладчик и оппонент отразили разные точки зрения на проблему, существующие в историографии. В таком случае оба студента будут готовить доклады, но по разной литературе, а возможность осуществить непосредственный их анализ будет предоставлена всей аудитории.

Если доклад готовится по одной статье (книге) одного автора, необходимо четко и ясно изложить авторскую позицию, подкрепив ее конкретными фактическими примерами, цитатами, по возможности, охарактеризовать основные расхождения автора с позициями других исследователей данной проблемы и указать на те достоинства или недостатки авторской позиции, которые привлекли ваше внимание.

При подготовке докладов и сообщений целесообразно составление плана или плана-конспекта ответа. План включает основные пункты изложения и является той опорой, с помощью которой легче сохранить логику рассказа. План-конспект отличается тем, что может включать в себя основные понятия, даты, имена, географические объекты, цитаты, статистические данные и иную информацию, трудную для запоминания или требующую точного воспроизведения. Для доклада на семинаре можно использовать наглядность (таблицы, схемы, портреты, карты и т.п.) В случае цитирования работ отдельных авторов целесообразно либо выписывать цитаты, либо делать закладки в книге с нумерацией порядка их цитирования.

Доклады на семинарских занятиях не зачитываются, а  производятся в виде связного рассказа. Тренироваться в развитии устной речи студентам-историкам педагогических вузов особенно полезно, поскольку в будущей профессиональной деятельности это станет повседневной обязанностью. Для составления связного рассказа целесообразно подготовить план или план-конспект.

Особенностью семинарского занятия является коллективное обсуждение выступлений, что предполагает не только хорошее знание вопросов, вынесенных на семинар, но и внимательное и вдумчивое восприятие выступлений товарищей на самом занятии. При этом целесообразно конспектирование тех аспектов вопроса, которые не освещались в лекции, но представляют интерес и могут быть использованы при подготовке к зачетам  и экзаменам. В случае, если студент отмечает противоречивость сообщения, либо у него возникают вопросы к докладчикам, следует, дождавшись окончания доклада, высказать свои замечания, выяснить все затруднения.

Если семинар проводится в форме диспута либо в процессе проведения иной формы семинарского занятия завязалась дискуссия, следует помнить правила участия в дискуссии:

1.      Выступления должны проходить организованно, с разрешения  преподавателя. Каждый участник должен иметь право и возможность высказаться. Обсуждению подлежат все без исключения позиции.

2.      Прежде чем выступать, четко определите свою позицию; проверьте адекватность собственного понимания сути проблемы.

3.      Лучшим способом доказательства или опровержения являются бесспорные факты, а лучшим способом убедить противника – четкая аргументация и безупречная логика. Заканчивая выступление, подведите итоги и сформулируйте выводы, в которых должна найти отражение ваша точка зрения на проблему.

4.      Изложение своей точки зрения возможно лишь после того, как оппонент закончил свое выступление. Перебивать выступающего запрещено. Чтобы было легче построить свой ответ оппоненту, письменно зафиксируйте пункты, по которым ваша позиция принципиально расходится с выступающим, факты и их трактовку, кажущиеся вам сомнительными, вопросы, которые вам хотелось бы задать по прослушанному докладу. В этом случае вы не подвергнитесь риску забыть те замечания и возражения, которые возникли во время прослушивания выступлений товарищей.

5.      Целью дискуссии является не определение победителя, а некий консенсус. Поэтому критиковать следует не оппонентов, а их мысли и позиции. Не следует намеренно искажать слова оппонента, допускать оскорбительные замечания, устраивать перепалки. В процессе дискуссии участники могут изменить свою позицию, поэтому важно иметь мужество признать правоту оппонента, если вы осознали ошибочность собственных взглядов.

6.      Поскольку в идеале в дискуссию должны быть вовлечены все студенты, не следует монополизировать право на выступление, предоставляя возможность высказаться каждому присутствующему.

Семинарское занятие является более сложным, но зато и более интересным по равнению с традиционной лекцией, поскольку место монолога занимает диалог. Оно позволяет не только глубже раскрыть  отдельные вопросы темы, но и определить студентам собственную точку зрения по основным историческим проблемам, выработать необходимые учебные и профессиональные умения и навыки.

 

 


Часть II. Учебно - методические рекомендации по  написанию контрольных работ и рефератов.

 

Контрольная работа – одна из форм контроля уровня знаний студента и ориентирования его в вопросах, ограниченных объемом учебной тематики. Выполняется она в основном на 1-3 курсах.

Цель контрольной работы: проверить усвоения одной темы или вопроса, научить студентов самостоятельно работать с литературой, обрабатывать учебный материал. Тематика контрольных работ составляется преподавателями применительно к каждому курсу и утверждается на заседании кафедры. С примерными темами контрольных работ и литературой можно ознакомиться в  учебно-методических комплексах, разработанных и изданных преподавателями кафедры истории России.

Контрольные работы могут быть как аудиторными (выполненными в ходе занятия), так и домашними. Работы, выполненные в аудитории, проводятся для контроля знаний, усвоенных студентами по отдельным темам курса. Более широко распространены контрольные работы как промежуточная аттестация, проводимые после изучения курса, выполненные дома, и выступающие как зачетные. При заочной форме обучения контрольная работа является основной формой межсессионного контроля. Студент-заочник самостоятельно выбирает тему контрольной работы, подбирает необходимую литературу, выстраивает план изложения.

Объем контрольной работы должен составлять около 10 печатных страниц. Контрольная работа должна иметь титульный лист, план работы, список использованной литературы, сноски (при наличии цитат в тексте). Список литературы должен иметь  около 5 наименований изданий. При оценке контрольной работы учитывается соответствие теме ее содержания, полнота и глубина изложения, правильность письменной речи.

 

Реферат – это первый этап любой научно-исследовательской работы. Место реферата в учебном процессе высшей школы определяется его своеобразным промежуточным положением между контрольными работами и курсовыми.

Цель реферата – привить студентам навыки самостоятельного поиска информации по определенной проблеме, он должен выработать у студентов умение работать с литературой, выявлять основную мысль, умение оформлять работу. Реферат в отличие от курсовой работы пишется на основе учебников, учебно-методических пособий, монографий, научных статей и не предполагает проработку источников (как, например, в курсовых и дипломных работах).

Этапы подготовки реферата тесно связаны с его ролью и местом в учебном процессе. Работа над рефератом предполагает достаточно длительную подготовительную деятельность. Прежде всего, необходимо выбрать тему. Тема реферата, как правило, предлагается преподавателем. В тех случаях, когда студенту дается возможность самому сформулировать тему предстоящего реферата, необходимо обратить особое внимание на четкую формулировку темы, которая не должна быть ни слишком абстрактной и обширной, ни слишком узкой, т.к. могут возникнуть проблемы с поиском литературы.

После выбора темы необходимо приступить к знакомству с литературой. В большинстве случаев преподаватель предоставляет студентам список рекомендованной литературы, из которого следует выбрать подходящую по теме литературу.

Выбрав подходящую литературу и прочитав ее, следует сделать выписки. Прочитав основную литературу и законспектировав ее, необходимо составить план реферата. План реферата в подавляющем большинстве включает в себя: введение, основную часть, разделенную на пункты, заключение. В тексте обязательны ссылки на использованную литературу, особенно при оформлении цитат.

Написание реферата является завершающим этапом при работе над заявленной темой реферата. Работа выполняется на листах бумаги формата А-4, которые следует потом сброшюровать. Объем реферата может составлять от 15 до 25 страниц компьютерного текста 14 кеглем при полуторном интервале. Допускается оформление рефератов  в рукописном варианте, по своему объему примерно соответствующему печатному (в большинстве случаев 20-25 страниц рукописного текста соответствует 15 машинописным). Язык, которым написан реферат, должен отвечать правилам литературной русской речи, но одновременно следует избегать излишней эмоциональности и красочности, свойственных художественным сочинениям.

Структура реферата должна полностью соответствовать плану работы.  Введение должно составлять 2-3 страницы. В нем должна быть обоснована актуальность темы, определены, вопросы, которые будут рассмотрены в реферате. В основной части реферата в соответствии с планом должны быть разобраны поставленные вопросы. И, наконец, в заключении, которое, как правило, составляет 2 страницы, должны быть сформулированы основные выводы по сделанной работе.

Оформление реферата сходно с оформление контрольной работы. Реферат должен включать в себя титульный лист (с указанием организации, где выполнена работа, кафедры, дисциплины, автора, полного названия реферата, преподавателя, места и года написания), план работы, текст (который должен соответствовать плану), список использованной литературы. В реферате в обязательном порядке должны присутствовать сноски, оформленные с общепринятыми правилами. (Правила оформления сносок и списка литературы см. в части 3 п. 4: Требования, предъявляемые к оформлению работы).

Текст работы может быть написан от руки, напечатан на машинке или компьютере. В любом случае он должен быть доступным для прочтения и аккуратным. Страницы должны быть пронумерованы. Основные части реферата необходимо выделить в самом тексте реферата, а не только в плане.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Часть III. Написание курсовых и дипломных работ

 

1. Основные принципы написания курсовых и дипломных работ

 

Курсовая и дипломная работы – очень важные виды студенческих научных работ.

Курсовая работа – один из важнейших видов учебной деятельности студента. В учебных планах университета предусмотрено выполнение от 3-х до 5-ти курсовых работ за период обучения. Курсовые работы студенты пишут, начиная с третьего курса. Курсовая работа пишется под руководством научного руководителя. Объем курсовых работ составляет около 25-30 печатных страниц. Опыт написания курсовых работ помогает студентам подготовиться к написанию дипломной работы. Курсовая работа отличается от реферата тем, что она предполагает проработку не только литературы, но и источников.

Дипломная работа является выпускной квалификационной работой студента. Она также пишется под руководством научного руководителя. Объем дипломной работы должен быть не менее 40 печатных страниц. Дипломная работа представляет собой серьезную самостоятельную научную работу студента, основанную на проработке значительного количества литературы и источников. К ней предъявляются высокие требования. Написание дипломной работы и ее защита на заседании Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) является одним из заключительных этапов обучения студентов в вузе.

Таким образом, курсовая и дипломная работы тесно связаны между собой. Отличаются они только объемом, количеством проработанных источников и литературы, масштабом целей и задач, - дипломная работа более солидное исследование, чем курсовая работа. Поэтому целесообразно рассмотреть их вместе, в одном разделе.

Цели написания курсовой работы:

1.     овладение методами самостоятельной работы с источниками и литературой для решения поставленных научно-исследовательских задач,

2.     формирование творческого подхода и отношения к изучаемым событиям,

3.     формирование критического восприятия противоречивых с историографической точки зрения мнений и теорий, существующих в избранной студентом области изучения,

4.     научить студентов четко определять цели и задачи исследования, актуальность и новизну темы, ее научную и практическую значимость, формулировать выводы проделанной работы,

5.     сформировать у студентов способность к доказательному отстаиванию своей исследовательской позиции, аргументировано вести научный диспут, грамотно и четко излагать фактический материал.

 

Цели дипломной работы, как итогового аттестационного исследования:

1.     углубление, систематизация и закрепление практических и теоретических знаний по избранной специальности и применение этих знаний при решении профессиональных и научно-исследовательских задач

2.     совершенствование умений и навыков ведения научно-исследовательской работы, окончательное овладение методами ее организации и самоконтроля.

 

Курсовая и дипломная работы должны продемонстрировать не только конкретное знание студентом тех или иных событий и явлений отечественной и мировой истории, но и понимание их места в процессе развития человеческого общества, причин и закономерностей, исторического значения, внутренних противоречий и взаимосвязи с другими событиями и явлениями. При оценке исторических событий следует избегать их очернения или, наоборот, восхваления.

Курсовая и дипломная работа студента должна строиться на строгой документальной основе. Необходимо стремиться к выявлению максимально большего числа фактов, к изучению всех доступных ему источников и ознакомлению со всей имеющейся литературой по выбранной теме. Следует следить, чтобы в работе не было взаимоисключающих выводов. Для этого необходимо проводить анализ и сопоставление фактов, проследить основные тенденции развития изучаемого явления.

Главным средством овладения фактическим материалом во всей его полноте является кропотливая работа над историческим источником. Именно работа с историческими источниками отличает курсовую и дипломную работы от реферата, который пишется на основе исследовательской и научно-популярной литературы. Курсовая и дипломная работы пишутся на основе источников. В процессе их написания студент должен, прежде всего, продемонстрировать умение работать с историческими источниками: критическое отношение к источникам, умение сопоставлять информацию различных источников. Именно полнота и глубина источниковой базы, умение анализировать источники является важнейшим показателем профессиональной зрелости выпускников исторического факультета.

Помимо анализа исторических источников, студент должен продемонстрировать умение ориентироваться в обилии специальной исследовательской литературы, ориентироваться в историографии вопроса, уметь проанализировать всю литературу (монографическую, публикации в периодической печати, тематических сборниках), написанную до него по данной теме, сравнить авторские концепции и трактовки данного вопроса. Работа не является научной, если в ней отсутствует историографический обзор и анализ литературы по данной теме.

 В тоже время, курсовая и дипломная работы – это не просто пересказ или компиляция имеющихся источников и литературы, а самостоятельное научное исследование, в котором обязательно должен присутствовать хотя бы один из элементов научной новизны. Под научной новизной исследования следует понимать следующее:

1.     выдвижение новой проблемы или освещение вопросов, еще не получивших достаточно полного и четкого отражения в научной литературе;

2.     выявление нового источника или ранее неизвестных фактов, новое истолкование уже известных фактов;

3.     установление новых связей между известными фактами, явлениями, событиями, обобщение и систематизация имеющихся материалов в свете поставленной проблемы;

4.     оригинальная и вместе с тем доказательная постановка уже изученной проблемы.

Таким образом, курсовая и дипломная работы студента исторического факультета должны наглядно показать, что ее автор в полной мере овладел методологией исторического познания и конкретными методами научно-исследовательской работы, научился самостоятельно разбираться в исторических событиях прошлого, получил навыки работы с источниками и литературой, научился грамотно излагать и доказывать свои авторские мысли, формулировать выводы.

 

 

2. Этапы работы над курсовой и дипломной работой.

 

Этап 1. Выбор и утверждение темы работы.

 

Правильный выбор темы – более половины успеха работы. Поэтому к выбору темы студент должен отнестись очень ответственно. Тема должна быть знакома и интересна студенту. Желательно, чтобы тема дипломной работы была бы продолжением курсовой, или одного из ее сюжетов. При выборе темы студент может ознакомиться на выпускающей кафедре с тематикой дипломных работ (как уже выполненных, так и возможных для выполнения). Важную роль в выборе темы курсовой и дипломной работы играют необходимые консультации с заведующим кафедрой и предполагаемым научным руководителем. В случае согласия преподавателя, берущего на себя попечение над Вашей работой, Вы должны подать письменное заявление (см. приложение 1) на имя заведующего кафедрой, по которой предполагается написание дипломной работы, с просьбой утвердить тему и научного руководителя. При этом заявление должно содержать предельно точную и строгую формулировку темы дипломной работы.

Темы дипломных работ студентов утверждаются на заседании кафедры почти всегда в присутствии их научных руководителей. Кафедра имеет право не согласиться с избранной темой и предложить студенту вместе с научным руководителем изменить или уточнить тему, отложить ее обсуждение до очередного заседания кафедры. Произвольное изменение темы дипломной работы без соответствующего согласования категорически запрещается, вплоть до отказа в его защите в период работы ГЭК. Изменения в утвержденную тему могут вноситься только по согласованию с научным руководителем и по специальному решению кафедры. Нередко это решение требует особого подтверждения в виде ректорского приказа или приказа по факультету за подписью декана.

По представлению выпускающей кафедры тематика дипломных работ студентов данного вуза утверждается Советом факультета и оформляется соответствующим приказом ректора университета или по его поручению деканом факультета. Также по представлению кафедры приказом ректора университета назначаются научные руководители дипломных работ из числа преподавателей и сотрудников кафедры.

Руководителем дипломной работы может быть назначен представитель другого высшего учебного заведения или научной организации. После утверждения избранной темы научный руководитель выдает задание студенту по изучению и сбору материала к дипломной работе (см. приложение 2).

В ходе дальнейшей работы научный руководитель оказывает студенту посильную помощь в разработке плана и графика работы над курсовой работой и дипломным сочинением, рекомендует необходимые источники и литературу, справочные материалы и архивные источники, проводит регулярные консультации, проверяет ход выполнения работы и, наконец, выносит итоговое заключение о допуске дипломной работы к защите («допустить») или мотивированное решение обратного свойства («доработать» или «не допустить»).

 

Этап 2. Составление библиографии и работа с источниками и литературой.

 

После выбора темы и консультации научного руководителя студент приступает к составлению библиографии. Эта работа начинается еще в ходе выбора темы и ее утверждения на заседании кафедры.

Приложение 1.

 

                                                       Заведующему кафедрой __________________

(название)

       _______________________________________

      (ученые степень и должность, фамилия,  инициалы)

      _______________________________________

                (название вуза)

 студента(ки) 5 курса дневного (заочного)   отделения факультета истории и социальных наук

_______________________________________

(фамилия, имя, отчество полностью)

 

 

 

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

 

 

Прошу разрешить мне написание дипломной работы на Вашей кафедре по теме:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Научным руководителем данной темы прошу назначить: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(ученая степень, должность, фамилия и инициалы)

 

 

 

 

 

 

          Дата                                                                              Подпись


Приложение 2.

 

Ленинградский государственный университет им. А.С.Пушкина

___________________________________________________________________________

 

Задание по подготовке дипломной работы

 

студенту(ке) ____________________

(фамилия, инициалы)  

 

1.Тема работы ______________________________________________________________

___________________________________________________________________________

(название темы)

2. Срок сдачи студентом завершенного текста работы _____________________________

                                                                                                                                                 (дата)

3. Перечень подлежащих разработке в дипломной работе вопросов или ее краткое содержание:

а) _________________________________________________________________________

б) _________________________________________________________________________

в) _________________________________________________________________________

г) _________________________________________________________________________

д) _________________________________________________________________________

 

4. Перечень необходимых приложений, таблиц, схем, иллюстраций, графических материалов и т.д. (по необходимости) __________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

5. Дата выдачи задания: ______________________________________________________

 

Кафедра ___________________________________________________________________

 

Утверждение _______________________________________________________________

                                                                   (дата)

Заведующий кафедрой _______________________________________________________

                                 (ученая степень, звание, фамилия, инициалы, подпись)

Научный руководитель _______________________________________________________

                                   (ученая степень, звание, фамилия, инициалы, подпись)

 

Задание принял к исполнению _________________________________________________

                                                (фамилия, инициалы и подпись студента)

 

                                                                            

            

 

 

 

 

При составлении библиографии, т.е. списка источников и литературы по данной теме, студенту большую помощь окажут систематические, предметные и алфавитные каталоги библиотек, библиографические указатели, публикации списков источников и литературы в периодических изданиях. Информацию об источниках и литературе по теме можно получить в источниковедческих и историографических обзорах, составленных авторами монографий, статей, диссертаций, авторефератов, которые обычно делаются во введении.

В поиске необходимой литературы можно использовать реферативные и библиографические издания, издаваемые Российской Академией Наук, Институтом научной информации по общественным наукам (ИНИОН), в частности «Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Реферативный журнал. Серия 5. История»; «Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. История. Археология. Этнография. Библиографический указатель».  Новые исторические исследования, документы, библиографические обзоры публикуются на страницах научных журналов («Вопросы истории», «Отечественная история», «Исторический архив», «Новая и новейшая история», «Отечественные архивы», «Исторические записки», «Военно-исторический журнал» и др.).

Подбирая литературу по выбранной теме, можно обратиться к помощи библиографа Российской национальной библиотеки («публички»), который посоветует, какие издания и указатели можно посмотреть.

Так как курсовая и дипломная работы предполагают прежде всего работу с источниками, то выявление источников по выбранной теме и работа с ними является важным звеном проводимого исследования. Историк имеет дело прежде всего с письменными источниками. Нужно четко представлять, какие виды письменных источников являются необходимыми при написании данной темы. Это может быть документы высших и местных органов власти и управления (законодательные акты, указы, постановления), документы общественных организаций и политических партий, периодическая печать, статистические источники, источники личного происхождения (воспоминания, дневники, письма). При написании курсовых и дипломных работ студенты используют, как опубликованные документы, так и неопубликованные, которые хранятся в различных архивах, как центральных (Государственный исторический архив, Центральный государственный архив Санкт-Петербурга), так и местных. В архивах документы хранятся по фондам различных организаций и учреждений. На каждый фонд заводится специальная архивная опись. Найти нужный материал в архиве помогут путеводители, указатели и каталоги, описи и консультации сотрудников.

Получить доступ в архивы можно по письменному отношению учебного заведения. Подписывается оно ответственным должностным лицом (см. приложение 3). Для работы в ряде библиотек (в основном ведомственных) также требуются подобные отношения.

В процессе написания курсовой и дипломной работ студент приступает и к работе над исторической литературой по выбранной теме. В процессе проработки литературы целесообразно начинать знакомство с основных обобщающих трудов, а затем уже непосредственно переходить к литературе по узким вопросам. При изучении монографии или статьи необходимо сначала выявить общую концепцию автора, главную мысль его исследования, основные выводы. Следует обратить внимание на источниковую базу исследовательской работы путем  просмотра введения, ссылок, примечаний – с тем, чтобы определить, какие источники и литература использована автором. Это позволяет также выявить дополнительные источники исследования и литературу.

После того, как составлена библиография к работе и после предварительного ознакомления с источниками и литературой, необходимо приступить к повторному, более глубокому прочтению источников и литературы, которые перед этим необходимо законспектировать.

Конспекты лучше всего вести на отдельных листах с полями. На листе должен быть указан источник, из которого сделана выписка с указанием страницы. На полях можно делать замечания. Такие листы легко потом вклеиваются в текст работы и избавляют от необходимости повторного переписывания.

Анализ изученной литературы и источников, последовательное освещение и обобщение, систематизация и обработка выявленных материалов являются главной основой для курсовой и дипломной работы.

 

Этап 3. Составление плана курсовой и дипломной работы.

 

Уже в ходе выбора темы работы студент должен задуматься над основными частями и вопросами, над раскрытием которых он будет работать и рассмотрит в своем исследовании. Консультации и советы научного руководителя позволяют сделать набросок подобного плана. Знакомство же с источниками и литературой поможет студенту конкретизировать (сузить или расширить) круг рассматриваемых вопросов.

Поэтому после знакомства с литературой и источниками следует составить предварительный план работы. Он обеспечит целенаправленный отбор источников и облегчит процесс их изучения. В процессе сбора материала предварительный план будет изменяться, конкретизироваться и уточняться.

 


Приложение 3.

 

 

Канцелярский штамп учреждения                                  Директору (ректору)

со всеми необходимыми                                           ____________________

атрибутами (название, местонахождение,                      (название учреждения)

рабочие телефоны, регистрационный                            ____________________

номер отношения, дата, подпись начальника               (фамилия, инициалы)

канцелярии)

 

 

 

 

 

 

 

О Т Н О Ш Е Н И Е

 

 

 

Просим разрешить работу с материалами Вашего архива (библиотеки, рукописного фонда) студента _________________________________________________

                                  (курс, факультет)

___________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

необходимые ему для работы над ______________________________________________

                                                (вид работы: курсовая или дипломная работа)

на тему: ____________________________________________________________________

 

Научный руководитель: ______________________________________________________

                                                (ученая степень и должность, фамилия и инициалы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученая степень и должность,

инициалы и фамилия руководителя

учреждения                                                                                             Подпись


После же проработки литературы и источников составляется окончательный вариант плана. Подробно составленный, он значительно облегчает процесс написания работы. Уточненный план просматривается научным руководителем и после его одобрения становится обязательным для студента документом. Его последующие изменения возможны только с согласия научного руководителя. В окончательном варианте плана работы целесообразно определить название и последовательность глав, а также название и последовательность параграфов в каждой из глав.

Одновременно с составлением плана студент вместе с научным руководителем составляют календарный график работы над курсовым или дипломным исследованием. В нем должны быть указаны этапы и сроки подготовки курсовой или дипломной работы.

Применительно к дипломным работам существует также процедура следующего порядка: в начале последнего учебного семестра выпускающая кафедра проводит специальное заседание совместно с выпускниками и их научными руководителями, на котором заслушиваются сообщения о ходе работы студентов, решается вопрос о допуске к защите. Кроме того, устанавливаются сроки защиты для каждого студента. Дипломную работу, не представленную вовремя, к указанному сроку, кафедра имеет право не допустить к защите.

 

Этап 4. Написание курсовой и дипломной работы.

 

Этот этап является важнейшим при подготовке исследовательской работы. Поэтому необходимо более подробно рассмотреть требования, которые предъявляются к содержанию и оформлению курсовой и дипломной работ (см. следующие разделы).

 

Этап 5. Защита дипломной работы.

 

Дипломная работа должна быть представлена студентом на кафедру не позднее 3 недель до начала работы ГЭК. После чего, на нее составляется два отзыва – научного руководителя и рецензента. Состав рецензентов утверждается заведующим кафедрой из числа специалистов других вузов или сотрудников научных учреждений.

В письменном отзыве рецензент дает общую оценку дипломной работе. Особое внимание обращается на обоснование актуальности данной темы, соответствие поставленных целей и задач результатам исследования, источниковой базе исследования, историографическому обзору, содержанию работы, формулировке выводов исследования. Особо отмечается оформление и научно-справочный аппарат исследования. В конце рецензии дается оценка проделанной студентом работе: высокая, самая высокая, положительная и т.д.

Студент имеет право предварительно, до защиты, ознакомиться с отзывом научного руководителя и рецензией оппонента на свою работу и подготовить ответы на сделанные в них замечания.

Защита дипломной работе проходит на открытом заседании ГЭК в присутствии научного руководителя, оппонентов и всех желающих. Продолжительность защиты одного диплома составляет около 45 минут. Процедура защиты протекает следующим образом. После объявления председателем ГЭК фамилии дипломника и темы его работы студент произносит краткую (не более 10 минут) вступительную речь, в которой говорит об актуальности темы, научной новизне, характеризует источниковую базу исследования и историографию проблемы, цели и задачи работы, дает краткую характеристику ее содержания и формулирует выводы. Вступительная речь готовится заранее. В качестве иллюстраций студент может использовать заранее подготовленные таблицы, графики, схемы.

После вступительной речи члены ГЭК и все присутствующие имеют право задать вопросы дипломнику. Студент сразу на них отвечает. Ответы должны быть краткими, четкими и по существу заданных вопросов. После этого с отзывом выступает научный руководитель, а затем рецензент (при их отсутствии рецензии зачитываются председателем). Студент отвечает на замечания, высказанные в отзывах на его работу. То, как ведет себя студент на защите, насколько он владеет материалом, умеет доказывать свою точку зрения, безусловно влияет на итоговую оценку.

После защиты всех дипломных работ ГЭК на закрытом заседании (в отсутствии студентов, но с участием научных руководителей и оппонентов) выносит окончательную оценку самого исследования, оформления работы, защите студента – умению отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения. После обсуждения комиссия выносит окончательную оценку, которую в этот же день сообщают студентам.

 

 

3. Требования, предъявляемые к содержанию дипломной и курсовой работы.

 

Дипломная и курсовая работы должны состоять из следующих частей: введения, основной части (разделенный на главы и параграфы), заключения, списка источников и литературы. Помимо этого в работу могут быть включены приложения. Приложения могут включать в себя статистический материал, таблицы, диаграммы, схемы, выписки из документов. Обязательным элементом работы являются сноски: любая приводимая информация или упоминаемая работа должна иметь сноску на издание с указанием выходных данных и страницы.

Введение является наиболее важной частью работы. Оно включает в себя:

5.     обоснование актуальности темы работы,

6.     историографический обзор (выяснение степени изученности темы),

7.     формулировку целей и задач дипломной или курсовой работы,

8.     источниковедческий обзор (характеристика использованных источников),

9.     определение предмета (объекта) исследования,

10.            определение границ исследования (хронологические и географические рамки исследования),

11.            выявление степени научной новизны работы,

12.            определение теоретических основ и методов исследования,

13.            указание на практическую значимость исследования (где и каким образом полученные результаты работы могут быть использованы),

14.            апробация работы (в каких публикациях, на каких конференциях, спецсеминарах использовался материал исследования),

15.            краткая характеристика структуры исследования.

 

Важной частью курсовой и дипломной работы является историографический обзор. Историографический обзор не должен представлять из себя ни простое перечисление исследовательских работ по выбранной теме, ни подробный пересказ их содержания. Это должен быть грамотный анализ всех имеющихся работ по той или иной теме, составленный в хронологической последовательности. При этом необходимо выделить этапы исследования данного вопроса в отечественной историографии (например, дореволюционная, советская и современная), дать характеристику каждому этапу, выделив особенности изучения данного вопроса в тот или иной период, назвать основные труды, дать им характеристику и сравнив взгляды наиболее видных ученых на изучаемую проблему. Важно обратить внимание на то новое, что их авторы внесли в изучение того или иного вопроса, а также объяснить, почему в тот или иной период изучение этого вопроса проходило именно таким образом. Историографический обзор должен быть абсолютно полным, т.е. ни одно исследование, хоть каким-то образом, связанное с выбранной темой не должно быть пропущенным. Грамотно составленный историографический обзор поможет четко сформулировать цели и задачи своего исследования – курсовой или дипломной работы, т.к. прежде чем поставить задачи необходимо выяснить, что в данном вопросе уже изучено, а что еще требует разработки.

Помимо историографического обзора необходимой частью введения курсовой и дипломной работы является источниковедческий обзор. В нем необходимо перечислить и дать характеристику основным видам источников, на основе которых написана дипломная или курсовая работа. Особо следует остановиться на источниках малоизвестных или впервые вводимых в научный оборот (например, архивных). Необходимо дать оценку специфике и значению данного источника, информации которую он содержит, а также особенностям работы с ним. Обзор источников следует проводить по группам. Например, сначала дается характеристика неопубликованных (архивных) документов, затем опубликованных: законодательных, документов общественных организаций, статистических источников, периодической печати, источников личного происхождения (писем, дневников, воспоминаний) и т.д., в зависимости от того, на какой основе написана работа.

Поскольку во введении дается общая характеристика исследования, рекомендуется его писать на завершающей стадии работы, после того, как написана основная часть и заключение, когда окончательно ясны результаты и выводы работы.

Основная часть курсовой или дипломной работы как правило состоит из 2-4 глав, каждая из которых в свою очередь разделена на параграфы. Название глав и параграфов должно быть четким, кратким и не дублировать друг друга. При написании основной части следует обратить внимание на сохранение логической связи между отдельными частями и разделами. После каждого параграфа и главы должны быть четко сформулированные выводы.

Особое внимание следует уделить распределению и изложению фактического материала. Большой фактический материал, содержащийся в основной части, делает работу убедительной. Но в то же время курсовая или дипломная работа не должны лишь излагать фактический материал. Фактический материал должен быть умело отобран, систематизирован, обобщен. На его основе должны быть сформулированы выводы. Хотя перегруженности дипломной или курсовой работы фактическим материалом следует избегать.

Работая над основной частью важно учитывать, что весь приводимый фактический материал, а также мнения и оценки исследователей, должны содержать ссылку на источник или литературу. Естественно, что цитирования источников и литературы избежать невозможно, но не следует злоупотреблять слишком большими цитатами. Можно передавать мысль того или иного автора своими словами, делая сноску на источник. Не рекомендуется употребление двух и более цитат подряд и тем более недопустимым считается цитирование без указания авторства.

Курсовую или дипломную работу завершает заключение. Оно должно составлять приблизительно 3-5 страниц. В заключении не должен приводиться ни новый фактический материал, ни новые теоретические положения. Оно должно содержать общие выводы автора, должно содержать ответы на поставленные в исследовании вопросы.

При написании курсовой и дипломной работы необходимо обратить внимание на язык и стиль изложения. Работа должна быть написана логически стройным и одновременно грамотным литературным языком. Необходимо умело пользоваться научной терминологией, в тоже время не увлекаясь чрезмерным употреблением сложных терминов.

 

 

4. Требования, предъявляемые к оформлению работы.

 

Курсовая или дипломная работа оформляются в машинописном варианте на бумаге формата А 4. При оформлении работы на компьютере соблюдаются следующие требования при оформлении текста. Текст набирается шрифтом Times New Roman 14 кеглем через полуторный интервал. Каждый лист должен иметь следующие поля: сверху – 2,5 см, снизу – 2,5 см, справа – 1,5 см, слева – 3 см. Нумеруются страницы начиная с титульного листа (на котором номер страницы не ставится). Нумерация страниц осуществляется вверху в центре. Каждая глава, а также введение, заключение, список источников и литературы, приложения, начинаются с новой страницы. Курсовая или дипломная работа студента сшивается в специальную папку («Для дипломных работ») или в канцелярскую папку.

Оформление титульного листа должно быть оформлено в соответствии с определенными правилами. В титульном листе должно быть указано: название учреждения (группы учреждений), которому непосредственно подчинен данный вуз, название вуза, название выпускающей кафедры, атрибут (курсовая или дипломная работа), тема работы, сведения об авторе (студент, курс, факультет, форма обучения – очная или заочная, фамилия, имя, отчество), сведения о научном руководителе (ученое звание – доцент или профессор, ученая степень, фамилия, имя, отчество), место и год написания работы (см. приложение 4).

В курсовой и дипломной работе сразу же за титульным листом следует лист оглавления содержания, в котором должны быть указаны все основные части работы с разбивкой по главам и параграфам и указанием страниц (см. приложение 5). Желательно, чтобы оглавление помещалось на одной странице. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы название разделов в тексте соответствовало аналогичным названиям в оглавлении, а также за тем, чтобы названия отдельных частей не совпадали с общим названием работы (т.е. с ее темой). Следует также помнить, что указатель страницы начинает проставляться именно с листа оглавления (он нумеруется цифрой 2).

Необходимо при оформлении дипломных и курсовых работ обратить особое внимание на правильность оформления сносок, присутствие


Приложение 4.

 

 

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина

 

Кафедра истории России

 

 

 

Дипломная работа

на тему:

 

 

СОВЕТСКИЙ   ТЫЛ   В   ГОДЫ  

 

ВЕЛИКОЙ   ОТЕЧЕСТВЕННОЙ   ВОЙНЫ

 

 

 

 

 

 

Студента 5 курса дневного

отделения факультета

истории и социальных наук

Матвеева С.А.

 

Научный руководитель:

доктор исторических наук,

профессор Козлов Н.Д.

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург – Пушкин

2005

 

Приложение 5.

2

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………………… с. 3

 

Глава 1. (название)………………………………………………………………..с. 11

 

1.     (название)……………………………………………………………………...с. 11

 

1.2. (название)……………………………………………………………………..с. 18

 

1.3. (название)……………………………………………………………………..с. 24

 

Глава 2. (название) ……………………………………………………………….с. 30

 

2.1. (название)……………………………………………………………………..с. 30

 

2.2. (название)……………………………………………………………………..с. 45

 

Заключение ……………………………………………………………………….с. 51

 

Список источников и литературы……………………………………………….с. 55

 

Приложения……………………………………………………………………….с. 60


которых необходимо в тексте любого научного произведения. Ни один исторический факт, статистическое сведение или цитата в тексте не могут быть использованы без указания на источник их появления в работе. В сносках также возможно давать пояснение или комментарий к основному тексту.

Сноски могут быть оформлены постранично, внизу каждой страницы (что удобнее при чтении работы), после главы или в конце работы. Подстрочные сноски отделяются от текста длинной чертой. Если сноска имеет характер ссылки на цитируемый источник, в ней обязательно следует отразить: автора (если имеется), название работы, место и год выпуска, ее серийность (для периодических изданий), номер цитируемой страницы. Например:

 

1  Виноградов П.Г. Очерки по теории права. – М., 1915. – С. 36.

2  Юсупов В.И. Российская империя в начале ХIХ века // Вопросы истории. – 1995. - № 10. – С. 5-7.

3  Этой мыслью автор хотел подчеркнуть свое собственное отношение к происходящим в тот период событиям.

 

Если на одной и той же странице текста или группе страниц в непрерывной последовательности – одна за другой – встречается указание на один и тот же источник, то после первого его упоминания допустимо ссылаться на него словами «Там же» с указанием страницы (для книг на иностранных языках «Ibid»).

Если одна и та же книга или источник цитируется в разных разделах исследования, то после первого их упоминания можно ограничиться  сокращением: «Указ. соч.» (для книг на иностранных языках – «op. cit»). Если в исследовании встречаются разные работы одного и того же автора, то при каждом последующем упоминании его работ указываются сведения об авторстве, начальные слова заглавия с использованием многоточия и номер страницы. Например:

         

1  Виноградов П.Г. Очерки по теории права. – М., 1915. – С. 36.

2  Там же. – С. 23

3  Юсупов В.И. Российская империя …  – С. 5-7.

4  Владимиров С.П. Указ. соч. – С. 13

 

При оформлении сносок на архивный документ, необходимо указать название архива (в первый раз – полностью, затем – сокращенно), номер фонда, описи, документа и листа. Например:

1  ГАРФ. – Ф. 5336. – Оп. 1. – Д. 23. – Л. 6.

 

Когда в ссылке упоминается дополнительная литература, в которой подробно разбирается тот или иной сюжет, указывают «См. также: …..» или: «См. подробнее об этом: ….». Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или по иному документу, то ссылку всегда следует начинать словами: «Цит. по:…».

Список источников и литературы помещается в конце курсовой или дипломной работы. В него должны быть включены все те источники, которые были использованы в исследовании и на которые даются ссылки в основной части. Как правило, они выписываются полностью из каталогов и библиографических указателей полностью.

Список составляется по видам использованных источников и литературы. Например, сначала указываются используемые источники (сначала неопубликованные, затем опубликованные), затем используемая литература. При этом они группируются по видам, выделение которых индивидуально для каждой работы. Например: законодательные источники, периодическая печать, статистические источники, воспоминания. Из литературы выделяют монографии, статьи, сборники, справочники, диссертации. Перечисление источников идет по алфавиту. Иностранные источники обычно размещаются после источников на русском языке.

При описании книги в списке литературы необходимо указать:

16.            фамилия, инициалы автора (при наличии нескольких авторов перечисляются все или только первые три, после чего пишут «и др.»), «точка»;

17.            полное и точное название книги (без кавычек), а также подзаголовки, которые отделяются от основного названия двоеточиями, «точка и тире»;

18.            номер тома, «точка и тире»;

19.            место издания;

20.            название издательства, «запятая»;

21.            год издания, «точка и тире»

22.            количество страниц.

 

При описании статьи из журнала указывают:

23.            фамилия, инициалы автора, «точка»

24.            полное и точное название статьи, «две косые черты» («слэши»);

25.            название журнала, «точка и тире»;

26.            год издания, «точка и тире»;

27.            номер журнала, «точка и тире»

28.            номера страниц статьи

 

При описании статьи из газеты указывают:

29.            фамилия автора, инициалы, «точка»;

30.            название статьи, «слэши»;

31.            название газеты, «точка и тире»;

32.            год издания, «точка и тире»;

33.            число и месяц.

 

Например:

Данилова Л.В. Сельская община в средневековой Руси. – М.: Наука, 1994. – 318 с.

Методологические проблемы современной науки / Сост. А.Т. Москаленко. – М.: Политиздат, 1979. – 295 с.

Русско-китайские отношения в ХVII веке: Материалы и документы. – В 2-х т. – М.: Наука, 1969.

Райцын Н. В окопах торговых войн // Деловой мир. – 1993. – 7 октября.

Сахаров А.Д. Воспоминания // Знамя. – 1990. - № 10. – С. 26-85.

Рюмина Т.Д. Историческое краеведение в Москве в 1920-1930 годах: Автореферат дисс…. канд. истор. наук / Московский государственный открытый педагог. ун-т. – М., 1995. – 16 с.

 

Оформление приложений. По своему содержанию приложения весьма разнообразны. Это могут быть копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, планы и протоколы, отдельные положения из инструкций и правил. По форме это могут быть тексты, таблицы, графики, карты.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием в верхнем правом углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличие в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами: Приложение 1, Приложение 2 и т.д. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые указываются в скобках. Например: см. приложение 3. При оформлении приложений необходимо указать внизу страницы ссылку на источник.


Часть IV. Методические рекомендации по проведению методической и стажерской практики.

 

Педагогическая практика – один из важнейших элементов системы профессиональной подготовки специалистов в университете. Практика позволяет трансформировать теоретические знания в практические навыки и умения. В период обучения в университете на факультете истории и социальных наук студенты проходят различные виды практики. Среди них:

- археолого-краеведческая (1 курс)                                               

- музейная и архивная (2 курс)

- поисково-исследовательская (3 курс)

- методическая (4 курс)

- стажерская (5 курс)

Педагогическая практика (методическая и стажерская) позволяет выявить склонности и наличие интереса у студентов к педагогической деятельности, сформировать профессиональные навыки и умения по специальности учитель  истории.

Программа практики построена в соответствии с принципами поэтапного формирования профессиональных методических умений студентов, в логике постепенного усложнения задач овладения способами проектирования учебной деятельности, овладения формами и методами обучения истории и обществознания в образовательных учреждениях разных типов.

В процессе методической практики, которая проходит  в течение 6 недель (февраль-март), формируются умения, связанные с преподаванием истории в основной школе (5-9 классы). Студенты овладевают традиционными формами и методами обучения учащихся истории, основами педагогической деятельности. Студенты – практиканты осваивают следующие профессиональные умения и навыки:

1.     отбор  содержания учебного материала в соответствии с целями  и задачами обучения, познавательными возможностями и возрастными особенностями учащихся;

2.     формулирование целей урока, проведение уроков различных типов, использование разнообразных приемов и методов обучения, адекватных содержанию учебного материала;

3.      организация различных видов самостоятельной работы учащихся;

4.     составление тестов, логических задач и схем;

5.     использование различных видов наглядности.

В первую неделю (пассивная практика) студент-практикант знакомится с классом, в котором будет проходить практику, посещает уроки учителя истории и других учителей-предметников, работающих в данном классе. Совместно с учителем определяет степень обученности и воспитанности учащихся, характер межличностных отношений в детском коллективе, намечает план работы. Практикант знакомится с тематическим планированием курса истории в соответствующем классе, подбирает иллюстративный материал, дополнительную литературу. В библиотеке школы изучает фонд учебно-методической литературы. В дневнике студента-практиканта делаются записи о составе класса, расписании занятий, выполнении плана практики. Записи в дневнике ведутся постоянно. Дневник – это своеобразное зеркало деятельности студента, его предпрофессионального роста. Дневник является помощником в выработке профессиональных навыков.

Со второй недели и до конца практики студент дает уроки под руководством учителя истории. За период методической практики необходимо дать не менее 18-20 уроков. Особое внимание уделить урокам взаимопосещения.

Следует помнить, что каждый урок требует тщательной подготовки. Необходимо использовать теоретические знания, полученные на лекциях по педагогике, психологии, истории России и Всемирной истории, методике преподавания истории. Все даваемые уроки проводятся под методическим руководством учителя-наставника. Большое значение имеет психологический настрой дающего урок. Чтобы урок состоялся, необходима не только научно-методическая подготовка, но и способность будущего учителя ориентироваться в меняющейся обстановке. Рекомендуем воспользоваться следующими советами:

1.     Постарайтесь сохранить спокойствие, не суетитесь, будьте уверенны и уравновешенны. Ваше настроение непременно передастся и вашим ученикам.

2.     Урок должен соответствовать замыслу учителя, поставленным целям. Ничего не демонстрируйте специально, будьте естественны.

3.     Постарайтесь сохранить взаимопонимание с классом, его доверие и уважение. Помните, дети всегда готовы помочь учителю. А им нужна ваша поддержка.

4.     Не забудьте поблагодарить и поощрить учащихся за их работу.

5.     Если что-то не состоялось в ходе урока, не отчаивайтесь, а быстро сориентируйтесь в обстановке и предложите альтернативу.

6.     Помните, залог вашего успеха – это хорошо спланированная, продуманная предварительная подготовка урока.

В процессе модернизации российского образования изменилась роль школьного учителя. Сегодня он организатор учебно-воспитательного процесса в школе. Наряду с государством именно учитель способствует созданию условий для повышения качества общего образования. Процесс модернизации «предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей »[1]. Реализации этой задачи служит организованная, целенаправленная самостоятельная деятельность учащихся. Формированию необходимых учебных навыков и умений учеников способствуют различные памятки. Ими могут руководствоваться и студенты-практиканты (см.: Приложение).

На методической практике практикант наряду с учебной и внеучебной деятельностью по предмету осуществляет функции классного руководителя.

 

Выходя на практику студент должен знать:

1.     Закон РФ «Об образовании» (1992)

2.     Конвенцию о правах ребенка (1993)

3.     Педагогику

4.     Возрастную психологию

5.     Школьную гигиену

6.     Педагогическую этику

7.     Теорию и методику воспитательной работы

8.     Основы трудового законодательства

Воспитательная работа с учащимися для студента-практиканта не является основной. Он является помощником классного руководителя и проводит одно внеклассное мероприятие в соответствии с календарным планом и традициями образовательного учреждения. Студент-практикант должен продемонстрировать умение общаться с детьми и организовывать творческую, личностно и общественно значимую деятельность школьников. При проведении внеклассного мероприятия следует учесть его обязательную связь с предметом история.

Следующим этапом формирования профессиональных навыков студентов истории является стажерская практика. Проходит стажерская практика на 5 курсе в течение 8 недель (сентябрь – октябрь) в 10-11 классах средней школы. Здесь студент выступает в роли учителя – стажера. Он ведет 12-16  уроков в неделю, в том числе уроки обществознания (не менее 5-6 за практику).

 На данном этапе педагогической практики студенты наряду с общеучебными навыками и умениями обеспечивают полноценность содержания учебного материала, формируют базовые знания учащихся по истории и обществознанию, осваивают наиболее эффективные формы и методы учебной работы, организуют самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, развивают познавательную активность старшеклассников, формируют у учащихся компетентности в информационной и ценностно – мировоззренческой сферах, в сфере гражданско-общественной  деятельности и межличностных отношений.

В ходе стажерской практики учитель-стажер овладевает развивающими и личностно ориентированными технологиями, нетрадиционными формами обучения, проводит уроки различных типов. Значительно расширяются границы самостоятельности студента. Происходит формирование и корректировка индивидуального стиля работы будущего учителя.

Концепция модернизации российского образования ставит перед школой задачу формирования людей с заданными свойствами, а именно таких, «которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувствам ответственности за судьбу страны »[2].

Одним из важнейших критериев продуктивности современного образовательного процесса является активность учащихся, их социализация – предъявление результатов собственного труда. Поэтому студентам, идущим на стажерскую практику, следует обратить внимание на целевые установки развивающего характера и усиление роли лабораторных и практических занятий. Именно на этих уроках возникает ситуация выбора, формируется опыт социального общения и гражданского поведения, проявляется личностное отношение учащихся к поставленной проблеме. Эти формы уроков позволяют  широко использовать групповые формы работы.

 

  

Лабораторное занятие[3]

форма урока, на котором организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по первоисточникам или учебнику.

Практическое занятие –

форма урока, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают  познавательные задачи, предъявляют результаты практической и творческой деятельности.

                                                                               В И Д Ы  

 

 

Работа с учебником

 

Работа с документами

 

По развитию познаватель-

ных умений

 

По решению познавательных задач

По проверке результатов творческо-поисковой деятельности

1. Организационный этап

1. Сообщается тема, мотивируется ее выбор

1. Сообщается тема, формулируются задачи, определяются условия и формы работы (индивидуальная, групповая, фронтальная)

2. Знакомство с текстом.

2. При необходимости распределяются роли  (консультант, спикер, эксперт).

3. Определяется форма работы (фронтальная, групповая, индивидуальная).

 

4. Проводится инструктаж. Сообщаются требования к оформлению работы.

 

2.  Самостоятельная работа (решение задач)

Роль учителя – консультант и координатор совместных действий

Рекомендация: одну задачу решить по памятке. Виды задач: образные, логические, проблемные.

3. Обсуждение результатов и принятие решений

Формы: отчеты творческих групп, выступление представителей,  фронтальная беседа.

Выступление спикеров (работа в группах)

4. Подведение итогов

1. Формулировка общих выводов.

1. Определяется степень развития учащихся в решении задач.

2. Оценивание.

2. Дается характеристика деятельности спикеров, консультантов, экспертов.

 

3. Оценивание.

 

 

Формирование профессиональных качеств будущего педагога процесс длительный и многогранный. Через интерес к педагогической деятельности, через опыт профессиональной и повседневной жизни, через любовь к детям лежит путь к овладению учительской профессией, к вершинам ее мастерства. Каков же портрет учителя новой формации? Какие требования предъявляются сегодня к учителю? Модель значимых качеств педагогического профессионализма нашла отражение в трудах Г.В.Брагиной, В.А.Бухвалова, В.Г.Вершловского, М.Б.Волович, Ю.А.Конаржевского, В.М.Лещинского, В.М.Лизинского, М.М.Поташника и других. К чертам современного учителя относятся: ум, благородство, культура, знания, профессионализм, любовь к детям,, дисциплинированность, склонность к творчеству, коммуникабельность, активность, разносторонние интересы, организаторские способности, увлеченность, интеллигентность, чувство юмора, умение слушать, способность к анализу, трудолюбие и упорство, добросовестность, доброта, откровенность, тактичность, справедливость, порядочность, коммуникативная толерантность.   

Недаром академик Д.Лихачев считал учительство искусством, потому что учитель, «воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».    

 

 

 

Приложение

Памятка «Рецензия ответа ученика»

(требования к рассказу)

 

1.           Рассказ должен отвечать теме, раскрывать её основную мысль, соответствовать намеченному плану.

2.           Излагая ход событий, помни об их датировке, соблюдай хронологическую последовательность.

3.           Строй рассказ доказательно: обосновывай выводы фактами.

4.           В ходе рассказа объясняй причины, характер, сущность, последствия, значение крупных событий и общественных явлений.

5.           Будь точным в описании фактов, в выборе и употреблении исторических терминов и других слов и выражений.

6.           Речь не должна содержать ошибки и недостатки (ненужные повторы, бедность речи).

Примечание: данные требования предъявляются к учащимся с пятого класса, кроме пункта  4.

 

Памятка «Рассказ по картине»

 

1.           Составь план рассказа.

2.           Укажите время и место действия.

3.           Расскажи об изображенных  людях, опиши их внешний вид, орудия труда, оружие, утварь, их действия, взаимоотношения.

4.           Рассказ заверши выводами, покажи свое отношение к изображенному.

5.           Употреби правильно новые слова и выражения, которые помогут твоему рассказу стать исторически точным и живым.

 

Схема рассказа по картине

 

1. Какое событие

(явление)

отображено

 

2.Место и время

действия (эпоха, век, год)

 

3.Характеристика действующих лиц (их общественное положение, взаимоотношения)

 

4.Выводы

 

 

 

 

Памятка «Работа с контурной картой»

 

1.     Контурные карты заполняйте только по заданию учителя.

2.     Перед тем, как приступить к работе, продумайте её до конца. Рассчитайте, где напишите названия стран, городов, рек; где обозначите границы, походы и пр. так, чтобы надписи и значки не мешали друг другу.

3.     При заполнении контурной карты пользуйтесь цветными карандашами. Фломастеры  НЕ использовать.

4.     Территории закрашивайте ровно, бледным цветом.

5.     Названия государств, рек, городов  и годы (даты) пишите шариковой ручкой (не гелевой).

6.     Не забудьте заполнить легенду карты условными обозначениями (знак, цвет, название).

7.     Приступайте к  выполнению заданий после того, как изучены соответствующие карты атласа и учебника.


Требования к плану.

 

1.     Планом должно быть охвачено все основное содержание параграфа.

2.     В заголовках не должны повторяться одни и те же мысли.

Цель составления плана – выделение главного, чтобы пересказать текст  в определённом порядке.

 

Памятка «Учись составлять план»

(пятый класс)

 

1.     Прочитать текст параграфа.

2.     Разделить содержание материала (пункта или целого параграфа) на законченные смысловые части.

3.     Выделить в каждой части главную мысль.

4.     Сформулировать название (заголовок) части.

5.     Записать план в тетрадь.

 

Памятка «Как составить сложный план»

(шестой - седьмой классы)

 

1.     Прочти текст, вдумайся в него, разбей его на законченные части.

2.     Каждую часть озаглавь по ведущей мысли. Это основные пункты. Пронумеруй их арабскими цифрами.

3.     В каждой части выдели несколько положений, уточняющих главное. Озаглавь их и обозначь подпункты арабскими цифрами со скобкой или буквами (а, б и т.д.)

4.     Проверь правильность своей работы. Помни требования к плану!

 

Памятка «Как составить план-конспект»

(девятые - одиннадцатые классы)

 

1.     Прочти текст целиком.

2.     Выдели в нем логически законченные части. (Помни, что каждая часть не обязательно состоит из одного абзаца).

3.     Сформулируй кратко главную мысль каждой части  в виде заголовка; выпиши заголовки (пункты плана), пронумеруй их цифрами.

4.     В каждой части выдели: факты, цифры, выводы, уточняющие главную мысль.

5.     Сделай необходимые записи.

6.     Внеси необходимые пометки, которыми можно воспользоваться при чтении текста: V или ! – самое главное;  ? – вызывает сомнение.

7.     В конспекте целесообразно иметь широкие поля, чтобы вносить дополнительную, уточняющую и другую информацию.

8.     Проверь сделанную работу. Если необходимо, внеси изменения. Обрати внимание на правильность записи текста (без грамматических ошибок). Используй контрастный цвет ручки для выделения главного (дата, название, вывод).

В данном варианте текст сплошной в формате страницы тетради. Второй вариант: страница делится на 2 части (1:3) – в узкой записывается план, в широкой – конспект.

 

Памятка «Характеристика исторического деятеля».

 

1.     Раскройте основные сведения о жизненном пути. Определите исторические условия и общественную среду, которые повлияли на формирование взглядов, убеждений человека.

2.     Охарактеризуйте черты личности. Определите степень соответствия личностных качеств задачам, которые решал исторический деятель.

3.     Раскройте жизненные принципы, идеалы, мотивы поведения человека.

4.     Определите способы достижения цели, которые использовал исторический деятель.

5.     Выявите противоречия в личности и ее деятельности.

6.     Раскройте значение и роль исторического деятеля.

7.     Оцените личность исторического деятеля, выразите свое отношение к нему.

 

Памятка «Работа в группе».

 

1.     Каждый член группы должен быть добросовестным по отношению к товарищам и работать в полную меру своих сил.

2.     Внимательно, не перебивая, выслушивайте каждого говорящего в группе.

3.     Говорите кратко,  ясно, чтобы все могли высказаться .

4.     Эмоционально поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия.

5.     Во время работы с уважением относитесь к товарищам: отвергая предложенную ими идею, делайте это вежливо.

6.     Если некому говорить, пусть действует правило: начинает первый слева от капитана по часовой стрелке.

7.     Капитан устанавливает расхождения во мнениях, вместе со всеми выбирает лучшие решение.

8.     Выступать от имени группы почетно. Выступающего выбирает и готовит группа.

 

Памятка «Участнику дискуссии».

 

1.     Прежде чем спорить, подумайте, о чем будете спорить.

2.     Говорите честно и искренне, не искажайте мысли своих товарищей.

3.     Начиная спорить, ясно и определенно выскажите идеи, которые будете защищать.

4.     Помните, что доказательством и лучшим способом  опровержения являются точные, бесспорные факты, аргументы, логика.

5.     Доказывая и опровергая, говорите ясно, просто, отчетливо, точно, своими словами.

6.     Если доказали ошибочность вашего мнения, имейте мужество признать это.

7.     Заканчивая выступление, подведите итоги.

 

Правила работы в малых группах и проведения дискуссий.

 

1.     Чтобы попросить слова подними руку.

2.     Не перебивай других.  Не  говори  одновременно с  другим.

3.     Выслушай мнения других  и старайся понять, даже если  ты не согласен.

4.     Критически относить  к мыслям, но не к людям.

5.     Повтори своими словами  высказывания  других,  чтобы убедиться  в том, что правильно  понимаешь  смысл утверждения собеседника.

6.     Старайся найти наилучшее  решение  проблемы, а не переспорить собеседников.

7.     Поощряй других  к участию в обсуждении.

 

 

 

Памятка «Работа над  докладом, сообщением».

 

1.     Прочтите материал учебника по заданной теме.

2.     Составьте план своего рассказа.

3.     Подберите дополнительную литературу по данной теме.

4.     Используйте в докладе иллюстрации, репродукции с картин, аудиозаписи и т.п.

5.     Подумайте над выводами, соответствуют ли они приведенным фактам.

6.     Перед началом доклада, сообщения напишите на доске план, назовите литературу, которой пользовались,  начертите, если нужно, диаграммы, схемы, таблицы, запишите цифры.

7.     Во время выступления следите за правильностью речи.

8.     Не забывайте обращаться к наглядным пособиям, но по существу доклада, не отвлекайтесь на пересказ их содержания.

 

Памятка «Решение познавательных задач».

 

1.                 Внимательно прочтите условия задачи и запомните вопросы к ней.

2.                 Начните обдумывать данные в тексте условия и определите, что они дают для ответа на вопрос.

3.                 Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомните, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, что из этих знаний может помочь решению.

4.                 Свое решение обязательно докажите. Если из условия задачи следует несколько выводов, каждый из них надо доказать. Проверьте, готовы ли вы ясно и убедительно изложить доказательство.

5.                 Проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ?  Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи?

6.                 Еще раз проверьте, нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению. Все ли данные вы учли?

7.                 Проверьте, все ли возможные выводы по существу вопроса задачи вы сделали и доказали.

8.                 Подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия?

 

Памятка «Правила конспектирования лекции».

 

1.     Запишите план лекции. Если он не дан, самостоятельно выделите основные вопросы по ходу лекции. Фиксируйте их в виде краткого плана на полях слева.

2.     В правой части конспекта пишите самое важное короткими, точными фразами, своими словами. Не старайтесь записывать каждое слово лектора, так как при этом можно пропустить главное, потерять нить рассуждений.

3.     Особое внимание обратите на правильную запись выделения основных выводов по каждому пункту плана.

4.     Не пишите на черновиках – это пустая трата времени. Оставляйте при записи лекции поля. Если что-то не успели записать, не переспрашивайте соседа, не просите учителя  повторить. Оставьте свободное место или незаконченную фразу, которую допишите потом.

5.     В этот же день, пока в памяти свежо содержание лекции, внимательно прочтите конспект, внесите в него необходимые исправления, восстановите пропущенное, выделите особо важные положения.

6.     Сформулируйте вопросы, возникшие при перечитывании конспекта и рекомендованной на лекции литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

Бережнова Е. В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике: Методические рекомендации для студентов. - М.: Педагогическое общество России, 1999.

Бурдин К. С., Веселов П. В. Как оформить научную работу. – М.: Высшая школа, 1973.

Вахрин П. И. Методика подготовки и процедура защиты дипломных работ по финансовым и экономическим специальностям: Учебное пособие. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000.

Волков Ю. Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Серия «50 способов». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000.

Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: Практ. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Галагузова Ю. Н., Штинова Г. Н. Азбука студента. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2000.

Гречихин А. А., Здоров И. Г. Информационные издания: Типология и основные особенности подготовки. – М.: Книга, 1988.

Запорожец Н. И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (6-8 классы). Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1978.

Историко-обществоведческое образование в современной школе: Справочно-методич. материалы по внутришк. контролю/ Авт.-сост. П. А.Баранов. – СПб., 2000

Кузин Ф. А. Кандидатская диссертация: Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. – М.: Ось-89, 1997.

Кузьминых Т. Н. Библиографическое описание документов: Методические рекомендации. - Кемерово. 1995.

Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание. Вопросы теории и методики – М.: Школа – Пресс, 2000.

Написание курсовых и дипломных работ на историческом факультете вуза. Методические рекомендации. / Сост. Г.М. Смирнов, О. В.Шаталов. - СПб.: ЛГОУ, 1997.

Организация учебного процесса в университете в условиях модернизации образования: Методические рекомендации по организации учебного процесса. Выпуск 1. / Сост. Г. П.Чепуренко, Е. В.Гладнева, Е. Б.Яцковская и др. - СПб.: ЛГОУ им. А.С.Пушкина, 2002.

Савина И. Л. Библиографическое описание документа: Семиотический подход: Учебно-методическое пособие. - М.: Либерия, 2004.

Сафронова О. Г. и др. Требования к академическим формам образовательного процесса: Методические рекомендации для студентов. - Орел, ОГУ, 2000.

Свинцов В. И. Логические основы редактирования текста. – М.: Книга, 1972.

Сенкевич М. П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1984.

Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу: Общие требования. – М., издательство стандартов, Минск: Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 2002.

Словарь-справочник автора. – М.: Книга, 1979.

Урок: посещение и анализ / Сост. А. Е.Богоявленская. – Тверь, 1993, 1997.

Учитель. Статьи. Документы. Педагогический поиск. Воспоминания. Страницы литературы: Ред. – Сост. Д.Брудный. – М.: Политиздат, 1991.

Эхо Ю. Письменные работы в вузах. Практическое руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации. - М.: ИНФРА, 2001.

 

 

 

 

 

 



1 Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 303.

2 Клименко А.В. Лекции и семинары в преподавании истории и права.// Преподавание истории в школе. –1998. - № 3. – С. 25.

 

[1] Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Настольная книга учителя обществознания: Справочно-методич. пособие,./ Сост. Т.Н. Тюляева. – М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – С.164.

 

[2] Там же. С.156.

 

[3] По: Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000.

 

Сайт создан в системе uCoz